Оловянный, деревянный, стеклянный. Идём в обратной последовательности — от стекла к металлу. В первой части мы говорили про стеклянные рамки для розеток. Сейчас рассмотрим подробней следующий по популярности за стеклом "натуральный материал" — дерево.
Если найти хорошо-информированного маркетолога, наблюдающего за рынком электроустановочных изделий СССР-РФ на протяжении нескольких десятков лет, то он обратил бы наше внимание на любопытные колебания спроса на электрофурнитуру "под дерево". Да, сейчас мы сделаем маленькое отступление и скажем пару слов про прародителя "деревянных" рамок - "почти деревяную розетку". Такие розетки и выключатели получались из обычных "пластмассовых белых", путём оклеивания их дорогой импортной (югославской?) самоклеющейся плёнкой "под дерево". Решение широко использовалось в дачном строительстве 70-х...80-х годов и отражало стремление граждан сделать более гармоничным дизайн "всё из вагонки" или более бюджетный "всё из фанеры". Часто в качестве паллиатива брали тёмно-коричневые розетки-выключатели, убеждая себя в том, что именно так должна выглядеть электрофурнитура "для дерева". Кстати, оба эти решения (коричневое и плёночное) считались прогрессивными, так как предполагали скрытый монтаж проводки (или хотя бы - "менее заметный") — в альтернативу распространённому уже давно монтажу "на изоляторах".
Коммерческий бум конца 80-х, начала 90-х в электротехнической сфере привёл к появлению множества моделей, импортируемых и производимых здесь, имитирующих дерево или к нему "подходящих". Проводку стали прятать такие же псевдо-деревянные короба. Деревянный пол, деревянные стены, потолок из вагонки... По всему этому монтируются кабель-каналы "под дерево", которые ведут к "почти деревянным" розеткам и выключателям... Представляете? Найденный нами чуть ранее хорошо-информированный маркетолог, наверное, научно объяснил бы феномен лавинного спроса на, мягко говоря, странное с дизайнерской точки зрения решение. Мы для себя объясняем это явление "голодом": в условиях тотального дефицита эстетические предпочтения граждан формируются иначе, чем на "рынке покупателя", когда проблему "достать" заменят проблема "выбрать". После поспешного "насыщения" наступил вполне ожидаемый откат, и "деревянное деревянство" стало чуть ли не признаком дурного тона. А электромонтажные изделия "под дерево" перестали покупаться.
Как только в общественном сознании закрепились определённые эстетические ценности, в большей степени характерные для западного представления об интерьерах ("евроремонт", "как заграницей", "импортный дизайн".), возникла потребность в новых решениях, отражающих современные тенденции дизайна: экологичность, разнообразие, эклектика и т.д. "Под дерево" перестало означать безвкусицу, пока — при условии наличия натурального дерева в конструкции. Рынок отреагировал предложением, в том числе, деревянных рамок для популярных серий электрики. На картинках слева (все они кликабельны и ведут к соответствующим товарам) вы можете видеть деревянные рамки для розеток и выключателей разных серий и цветов: "венге", "бук", "вишня", "дуб" и т.д.
Иногда спрашивают: а насколько безопасно использование дерева для электроустановочных изделий? Во-первых, рамка — это декоративный элемент. Как правило, тонкий срез дерева закреплён на пластмассовой подложке и не несёт никаких изолирующих или несущих функций. Во-вторых... Первые изоляторы, используемые в электротехнике были из дерева. Вобщем, никакой угрозы деревянная рамка не несёт. Определённые сложности, по сравнению с пластмассовыми или стеклянными рамками, представляют эксплуатационные нюансы, ведь дерево более нежный материал. Общие рекомендации здесь такие же, как и для деревянной мебели или паркета: стараться не пачкать, не царапать и не мочить, а чересчур сухой воздух в помещении может привести к растрескиванию. Но опыт эксплуатации деревянных рамок автором этой статьи в течение более 6 лет показывает, что никаких проблем с замечательными, красивыми рамками из дерева в ходе активной эксплуатации не возникало.
Рамки эти довольно дорогие. Исключение, пожалуй, составляют рамки из дерева, тонированного в светлые и тёмные тона от российской LK Studio: "дуб" и "венге". Остальные производители по-прежнему относят "натуральные материалы" к премиум-сегменту, где цены и — иногда — сроки заказов довольно высоки, но здесь предлагается широкий выбор оттенков и текстур. Деревянные рамки сейчас ставятся не только (и даже не столько) в "деревянных" интерьерах. Отличным фоном для них будет практически любой материал стены, здесь всё зависит от общей концепции дизайна помещения.
И в заключение нельзя не отметить и всплеск спроса на "почти деревянные" розетки и выключатели в последнее время: негативное отношение к аляповатым дачным "прародителям" стало забываться, а современные решения, как в области розеток (например, розетки и выключатели LK Classic "Сосна"), так и для кабель-каналов (светлое дерево, тёмное дерево) радуют глаз и совершенно уместны в ряде случаев. Ведь и упомянутая выше ретро-проводка на изоляторах из морально-устаревшей технологии стала модным, технологичным решением.